Суми-э и суйбоку-га: две жемчужины японской живописи


Суми-э и суйбоку-га — два уникальных жанра, зародившихся в Японии в раннем средневековье и достигших своего расцвета в XIV–XV веках. Эти стили представляют собой разновидность живописи тушью, где особое внимание уделяется игре с оттенками серого цвета.
В чем же суть:
Живопись Японии отличается от европейской. Для мастеров из страны Восходящего Солнца всегда на первом месте была гармония, подчеркнутое слияние природы и человека. Предположительно влияние на традиционную живопись Японии оказало искусство Китая где также ценилась эта связь. Достаточно взглянуть на традиционные японские и китайские пейзажи — человек на них кажется очень маленьким.
Основная же задача китайской и японской живописи — передать дух посредством изображения. Так сформулировал задачу художник Гу Кайчжи, и японские мастера вслед за китайскими стремились к ее решению.
Суми-э: монохромная красота
Ключевой особенностью суми-э является его монохромность, которая достигается благодаря использованию только бумаги, туши и воды.
Однако это не означает, что картины представляют собой контрастные чёрно-белые изображения. Разведённая водой тушь позволяет создавать множество нюансов и оттенков серого, создавая иллюзию многокрасочного и многофактурного мира.
Концепция ёхаку: свободное пространство и гармония
В суми-э особое внимание уделяется свободному пространству — ёхаку, которое может составлять от 30 до 70% от общего размера картины. Я предпочитаю придерживаться 70% пустоты, чтобы создать ощущение глубины и объема.
Тушь: золотая середина
Концентрированной туши должно быть немного, чтобы создавать разнообразные оттенки серого и серо-чёрного цветов. Этот ценный совет мне дала мой Сенсей Ямада Мидори.
«Заслуженный сэнсэй России и СНГ», Профессор «СО-КАТОКУ» (высшая ступень профессора Икэнобо), Мастер чайного действа школы Омотэсэнкэ, член Почетного комитета Всеяпонской ассоциации искусства письма тушью, кавалер Ордена «Восходящее Солнце — Золотые и Серебряные Лучи», Посол доброй воли японской культуры в России и СНГ.
«Белая тушь»: светловолосый эффект
Не забывайте о так называемой «белой туши», которая достигается путем добавления большого количества воды и минимального количества туши. Этот светло-серый оттенок создает иллюзию легкости и воздушности.
Бумага: разнообразие материалов
Выбор бумаги для суми-э — это также искусство, где можно экспериментировать с различными материалами. Для изображения сакуры, сливы и орхидею и тд рекомендуется использовать бумагу с памятью мазка, которая не растекается слишком сильно. Для пейзажей же можно использовать другую фактурную бумагу, позволяющую создавать разнообразные эффекты. Мой совет не бойтесь и экспериментируйте
Стороны бумаги: скольжение и шершавая текстура
Я предпочитаю гладкую сторону бумаги а для написания пейзажей с камнями и горами мне нравится использовать шершавую сторону, которая создает более фактурную и объемную текстуру.
Дополнительные возможности: веера, свитки и другие материалы
В суми-э и суйбоку-га вы можете создавать свои работы не только на бумаге, но и на веере (сенсу и утива), свитках, танзаку, сикисях, зонтиках и фонарях.
Учимся у великих:
Одним из самых разнообразных и диковинных японских художников XVIII века был
Ито Дзякутю (伊藤 若冲, 1716–1800)
Потомственный киотский бакалейщик, дзэнский монах в миру, потом — просто монах; говорят, очень спокойный, скромный и серьёзный человек при всей своей вполне прижизненной славе (его приглашали работать даже в Храм Оленьего сада, Рокуон-дзи — это там, где Золотой и Серебряный павильоны). Любитель разных необычных техник (он работал и в привычной живописи по разным материалам, и ставил опыты с оттисками с камня, с трафаретами и так далее) и разных жанров.
Кацусика Хокусай (21 октября 1760, Эдо (сейчас Токио) – 10 мая 1849, там же) – самый распространенный псевдоним одного из наиболее известных японских художников направления укиё-э.
Мастер ксилографии, автор циклов «36 видов Фудзи», «100 видов Фудзи», «100 историй о привидениях» и других. Сыграл немалую роль в популяризации гравюр в жанре суриномо – своего рода поздравительных открыток, которые преподносили друг другу представители японской знати по различным поводам. Прожив почти 90 лет, лучшие свои работы создал по достижении 70-летнего рубежа.
Особенности творчества художника Кацусики Хокусая: будучи знаменитым автором традиционной японской гравюры укиё-э, парадоксальным образом Хокусай не являлся художником-традиционалистом в полной мере. Он привнес в классические устои японской гравюры веяния западного искусства, такие как применение линейной перспективы, изображение сцен из жизни низших сословий, реализм и другие.
Гравюры Хокусая отличаются философским взглядом на мир в целом и пристальным вниманием к деталям в частности.
Известные гравюры Кацусики Хокусая: «Большая волна в Канагаве», «Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)», «Призрак Оивы», «В ванной», «Вид Эдо из храма Ракан-дзи в Хондзё», «Водопад в провинции Мино».
Мои занятия: Москва, Симферополь и Тула
Приглашаю вас на свои мастер-классы и индивидуальные занятия в Москве, Симферополе и Туле.
В Москве мои занятия проходят в студии в ТЦ Семёновский, расположенном всего в минуте от метро. Также я провожу индивидуальные занятия на ваших площадках под запрос.
В Симферополе мои занятия проводятся в студии "Дали" по адресу ул. Богдана Хмельницкого, 28.
В Туле вы можете посетить фестиваль Аой Мацури, который состоится 24 мая 2025 года.
Чтобы записаться на мастер-класс или сделать заявку на выездное мероприятие, свяжитесь со мной по телефону +79160837431 или отправьте сообщение на WhatsApp.